Транспортировка товаров за рубеж

Стадии транспортировки

Транспортировка товаров за рубеж включает, как минимум, три стадии:

Независимо от того, будете ли Вы сами заниматься транспортировкой товаров за границу, или же поручите это экспортному агенту, или экспедитору, в любом случае придется пройти три указанных стадии.

Вы должны знать, какие именно факторы влияют на выбор соответствующего вида транспорта и как нужно выбирать оптимальный способ транспортировки своей продукции за рубеж.

Первая стадия

Давайте рассмотрим первую стадию транспортировки — от местонахождения Вашего предприятия до пункта отправления из России.

В данном случае главную роль играет местонахождение Вашего предприятия. Как правило, на данном этапе используется самый гибкий и универсальный вид транспорта — автомобильный транспорт.

Однако в некоторых случаях бывает целесообразно воспользоваться железнодорожным или водным видом транспорта, чем автомобильной перевозкой грузов. В особенности, если Ваше предприятие расположено на берегу реки и скорость транспортировки Ваших товаров не имеет для Вас решающего значения.

Иногда имеет смысл «консолидировать» Ваши товары вместе с продукцией других фирм, т.е. погрузить их в один контейнер. Этим обычно занимаются фирмы-экспедиторы. В этом случае контейнеры все равно направляются в определенный пункт отправления из России.

Не забудьте о количестве времени, необходимого для транспортировки. Если Вы предполагаете использовать свой собственный транспорт, имейте в виду то количество времени, которое потребуется для его разгрузки в пункте отправления из России.

Кроме того, не забудьте учесть стоимость различных видов транспорта. Убедитесь в том, что Вы верно рассчитали стоимость использования выбранного Вами вида транспорта.

Вторая стадия

Вторая стадия транспортировки Вашей продукции — от пункта отправления из России до пункта прибытия в страну назначения. Этот этап связан с принятием самого важного и ответственного решения — какой транспорт использовать.

Вы можете воспользоваться:

Не существует готового рецепта для выбора оптимального вида транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои плюсы и минусы.

Во внешнеторговой деятельности при осуществлении экспортных операций очень распространены морские перевозки в тех случаях, когда речь не идет о скоропортящемся товаре и время транспортировки груза не играет решающей роли.

Если Вы остановили свой выбор на морском транспорте, необходимо определить маршрут и дату отправления своей продукции из одного морского порта в другой.

Для решения этой задачи Вам лучше обратиться за помощью в профессиональную экспедиторскую фирму, которая поможет разработать оптимальный маршрут транспортировки Вашего товара по наиболее выгодной для Вас цене.

Если Вы выбрали оптимальный, с Вашей точки зрения, пункт отправления и пункт прибытия, узнайте у экспедитора:

Экспедитор должен предложить Вам альтернативные варианты морских маршрутов с тем, чтобы Вы могли остановить свой выбор на оптимальном — с точки зрения денег и времени — маршруте.

Теперь несколько слов о перевозке грузов по воздуху. Авиационный транспорт используется, если:

Разумеется, для перевозки товаров по поздуху обязательно требуется наличие воздушного сообщения между пунктом отправления из России и пунктом прибытия в страну назначения.
Самолеты, как правило, летают чаще и регулярнее, если сравнивать их с отправлением морских судов. Правда, иногда Вы можете прождать нужного авиарейса целую неделю.

Авиационные перевозки обычно обходятся намного дороже морских, однако в некоторых случаях они могут оказаться выгоднее с учетом меньших расходов на упаковку и страхование груза.

Когда «время—деньги», воздушный транспорт, безусловно, окажется дешевле транспортировки товаров по морю.

Теперь перейдем к автомобильному транспорту. Предположим, Вы собираетесь экспортировать свои товары в Финляндию и решили для этой цели использовать грузовые автомобили.

Многие фирмы выходят на зарубежный рынок подобным способом, проведя предварительно маркетинговое исследование и определив оптимальные условия транспортировки.

Вы можете самостоятельно доставить и продать свои товары за границей и вернуться обратно с партией нужных Вам товаров или же товаров, пользующихся повышенным спросом на внутреннем рынке. Это возможно только в случае очень хорошей организации данной поездки.

Можно, конечно, обратиться в какую-нибудь транспортную компанию, которая сама доставит Ваши товары куда требуется, включая загрузку Вашей продукции в контейнер.

Автомобильный транспорт рекомендуется использовать в том случае, если:

С помощью автомобильного транспорта Вы можете доставлять свои товары в страны ближнего зарубежья и в Европу.

В таблице запишите все сведения, которые Вам удалось собрать о возможной транспортировке Ваших товаров автомобильным транспортом.

И, наконец, несколько слов о железнодорожном транспорте. В России основная часть товаров перевозится с помощью железнодорожного транспорта. Его можно использовать для перевозки Вашей продукции практически в любую точку бывшего СССР, а также в европейские страны. Перевозки из Китая также зачастую осуществляются именно этим способом.

Перевозку Ваших товаров по железной дороге также может осуществить экспедиторская фирма. Для этого потребуется только подготовить все необходимые документы.

Как и при использовании других видов транспорта, нужно определить соответствующие даты отправки своих товаров. Следует иметь в виду, что ваш груз может быть отправлен либо в отдельном контейнере, либо вместе с товарами других фирм.

С помощью железнодорожного транспорта можно перевозить:

Мы рассмотрели основные вопросы, касающиеся перевозки товаров, а вы собрали необходимую информацию, связанную с возможным использованием различных видов транспорта. В том случае, если на данной стадии вы имеете дело только с одним зарубежным рынком и одним покупателем, вам будет несложно выбрать оптимальный вид транспорта.

Но, если вы имеете дело сразу с несколькими зарубежными рынками или одним зарубежным рынком с большим количеством покупателей в разных частях страны, вам будет нелегко выбрать оптимальные виды транспорта для каждой отдельной партии товаров.

Третья стадия

На этой стадии товары перемещаются из пункта прибытия в страну назначения на склад покупателя.

На этом этапе можно использовать следующие виды транспорта:

Выбор подходящего вида транспорта будет определяться географическими особенностями конкретной страны, видом продукции, а также стоимостью и временем транспортировки товаров. Если Вы остановите свой выбор на автомобильном транспорте, у Вас не должно быть никаких серьезных проблем. Ваши товары будут доставлены «от двери до двери».

Что же касается воздушного, морского или железнодорожного транспорта, то их использование, как правило, требует третьей стадии транспортировки. Для этого Вам придется изучить географию данной страны и выяснить наличие соответствующих автомобильных и железных дорог.

Не следует забывать о том, что ваш покупатель может находиться в экономически слаборазвитой стране, в результате чего у Вас могут возникнуть серьезные транспортные проблемы. До сих пор в некоторых странах мира есть такие районы, куда можно добраться только с помощью гужевого транспорта.

Кроме того, следует иметь в виду, что каждая смена вида транспорта потребует дополнительной оплаты. Какая из сторон будет все это оплачивать, будет зависеть от оговоренных условий транспортировки ваших товаров. Об этом пойдет речь ниже.

В таблице укажите факторы, влияющие на Ваш выбор оптимального вида транспорта на третьей стадии транспортировки Вашей продукции.

Требования к упаковке

Вид упаковки зависит от многих факторов:

Как уже было сказано ранее, воздушные перевозки не требуют какой-то особой упаковки Ваших товаров в отличие от других видов транспорта. Однако в том случае, если на первой и третьей стадиях процесса транспортировки Вашей продукции за рубеж предусмотрено использование, допустим, железнодорожного транспорта, сэкономить на упаковке Вам не удастся.

Если речь будет идти об использовании автомобильного и железнодорожного транспорта, потребуется упаковать товары примерно так же, как и для аналогичных перевозок по территории России.

Для перевозки по морю продукцию необходимо упаковать очень тщательно, если только она не будет консолидирована с товарами других фирм и погружена в специальный контейнер. Иначе тюки с Вашими товарами могут оказаться на самом дне трюма корабля, придавленные сверху какими-нибудь тяжелыми товарами других фирм.

Кроме того, следует иметь в виду, что в трюме бывает жарко и влажно, особенно, когда корабль проходит тропический пояс. Используйте влагонепроницаемую упаковку.

Если Ваши товары могут привлечь крыс, тараканов или других вредных грызунов и насекомых, вовремя позаботьтесь о специальной химической обработке своей продукции.

Помимо соответствующей защиты своей продукции на время транспортировки, обратите внимание и на маркировку. На каждом ящике, тюке или коробке должны быть четко указаны наименование грузополучателя и пункт прибытия, а в случае необходимости — адрес места назначения.

Кроме того, необходимо указать серийный номер. В том случае, если внутри упаковки находятся хрупкие, легко бьющиеся товары, с помощью соответствующих знаков следует отметить, где находятся верх и низ данного вида продукции или поставить пометку «не кантовать».

Может быть, Вы захотите также использовать упаковку в целях рекламы своих товаров, поместив на ней какую-нибудь надпись типа «Новые товары от фирмы «Ро».

Условия поставки

Ваши клиенты могут покупать у Вас товар на самых разных условиях поставки. Эти условия связаны с ценой, которую они заплатят за Вашу продукцию, а также их готовностью взять на себя определенную часть расходов по транспортировке товара.

Условия поставки товара, принятые в международной торговле, подробно описаны в «Инкотермс». Мы же рассмотрим только основные условия в порядке возрастания Ваших расходов.

Для Вас оптимальным условием поставки продукции является продажа Ваших товаром на условиях Ex Works («франко завод-поставщик» или с «завода-поставщика». Это значит, что покупатель берет на себя все расходы по транспортировке товаров после получения продукции на Вашем предприятии. Единственной Вашей заботой в этом случае будет заблаговременно проинформировать покупателя о готовности товара к отгрузке.

Следующая группа условий — это FAS («free alongside ship» — ФАС, «свободно вдоль борта судна» или же FOB («free on board» — ФОБ, «свободно на борту». В этом случае покупатель берет на себя все расходы по транспортировке товаров после того, как они будут поставлены либо на пристань вдоль судна, либо на борт судна, причем во втором случае Вы, помимо доставки в порт, оплачиваете также погрузку товара на борт.

Следующая группа условий — это CIF («cost, insurance, freight» — СИФ, «стоимость товара, страхование и фрахт». При поставке на условиях СИФ Вам придется за свой счет зафрахтовать судно, застраховать товар в пути в пользу покупателя и погрузить его на борт судна. CPT («carriage paid to» — СПТ, «перевозка оплачена до...».. В этом случае Вы будете нести расходы только по транспортировке товара до места, указанного в Вашем внешнеторговом контракте.

И, наконец, последняя группа условий, так называемых «по прибытию», предполагает, что Вы будете нести практически все расходы до прибытия товара в место назначения. В этой группе возможно несколько вариантов. DAF («delivery at frontier» — ДАФ, «доставка на границу», т.е. Вы оплачиваете все расходы по транспортировке товара до пункта на границе, указанного в Вашем контракте. DES («delivery ex ship» — ДЕС, «доставка с корабля», т.е. Вы несете все расходы по доставке товара в порт назначения, кроме разгрузки. А также существуют еще DDP («delivery duty paid» — ДДП, «доставлено с оплатой пошлин» и DDU («delivery duty unpaid» — ДДУ, «доставлено без оплаты пошлин», при которых Вы будете нести все расходы по транспортировке Вашего товара, но во втором случае без оплаты импортной пошлины в стране назначения.
Таким образом, при заключении контракта с покупателем Вам необходимо конкретно оговорить условия поставки Вашего товара за границу.